Здоровье Здоровье О психологии воспитания детей

О психологии воспитания детей

| | Нет комментариев| 14:58



class=

Фото: shutterstock.com

Как воспитать ответственного, дисциплинированного, организованного ребенка, настроенного на достижение результатов во всех сферах жизни, не ломая его психику и сохраняя эмоциональный интеллект, — рассказывает Лидия Гунина, педагог-психолог, эксперт региональных и федеральных программ в области изучения эмоционального интеллекта, автор единственной в России сертифицированной программы по развитию эмоционального интеллекта в международной сети спортивных клубов Gymnasium.

Успешный ребенок — это прежде всего здоровый и активный малыш. Спорт здесь играет ключевую роль: через занятия спортом ребенок физически развивается.

Вторая составляющая «успеха» — его уверенность в себе. Это возможно лишь через доверительные отношения — с родителями и социумом в целом. К слову, только через доверие и правильно выстроенную коммуникацию между родителями и ребенком можно вырастить здорового — физически и ментально — ребенка. В чем главная ошибка взрослых? Внимание ребенка, как правило, направляют на его ошибку, плохое поведение или поступок, однако указывать следует на то, что у него получилось и как он продвинулся — пусть на полшажочка — вперед. В этом случае дети чувствуют себя не неудачниками, а, наоборот, победителями, ведь с каждым разом им удается достигать все большего прогресса в том или ином виде деятельности.

Дело в том, что у детей не развито словесно-логическое мышление, они стремятся лишь к идеалу, установленному взрослыми, и любое отклонение от него становится катастрофой. Таким образом, теряется вера в свои силы, ребенок ее не видит и не понимает. Вместе с тем родителю не стоит свое чадо и захваливать. Слово «молодец», выражающее, на ваш взгляд, похвалу, следует и вовсе убрать из лексикона, потому что оно вообще не про поддержку и развитие уверенности в себе у ребенка! Помните: у детей нет понимания того, в чем конкретно они отличились. Родителю необходимо все обосновывать: в чем и почему он молодец («как аккуратно ты сегодня сложил рюкзак», «как красиво ты написала эту строчку в тетради»). Так мы приучаем ребенка к тому, что можно делать лучше, учим, что он имеет право на ошибки и слабости, и показываем, что если и когда у него что-то получается неидеально, это тоже нормально. Кстати, это составляет важную часть эмоционального интеллекта — принимать и любить себя. Из любой слабости можно сделать силу, главное, чтобы ребенок чувствовал доверие, поддержку родителя и понимал точку роста.

В целом дети развиваются в трех направлениях:

1. Рациональный интеллект (все знания, включая теоретические в спорте).

2. Soft skills («гибкие навыки») — то, что ребенок должен применить для реализации этих знаний. А именно: умение работать в команде, адаптация в новом коллективе или к новым условиям, стрессоустойчивость, креативное и критическое мышление, умение находить выход из конфликтов. Сейчас, кстати, из всех навыков на первом месте стоит именно адаптация. В 2016 году на экономическом форуме в Давосе перечислили основные навыки для формирования человека будущего (в порядке важности): адаптация, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, умение работать в команде и конфликтология. Как показала пандемия, это все действительно важно.

3. Характер. Именно через волевые качества и темперамент, которые составляют характер человека, ребенок может получать знания и развивать в себе навыки: самодисциплину, самоорганизацию, ответственность, уверенность в себе и т. д.

Эти три составляющие, как в трехмерной системе координат, должны находиться в балансе. И развивать нужно все и сразу, потому что только это позволит ребенку быть здоровым, активным и успешным. Почему спорт тут играет решающую роль? Потому что волевые качества лучше всего развиваются именно в спорте, особенно если речь о ребенке, который растет в городе в тепличных условиях. Для развития воли необходим внутренний кризис, преодоление и, как следствие, достижение результата, а далее — рост.

Главное, помнить, что за общее развитие ребенка отвечает не кто-нибудь, а семья, то бишь родители (особенно до семи лет), закладывая основные ценности, передавая традиции, формируя собственный авторитет. После семи лет социум ребенка расширяется, и на место родителей приходит первый учитель или тренер, а далее — сверстники. Они для него становятся значимыми, поэтому он переключается на них. И кстати, ответственность за то, чтобы у ребенка появились такие люди, тоже лежит на родителях. Именно в детстве происходит закладка основных составляющих эмоционального интеллекта человека: я, он, мы.

«Я»: все знаю про себя, про свои слабые и сильные стороны; умею быть гибким; знаю, как буду развиваться внутри; умею любить и принимать себя.

«Он»: я все знаю про другого; понимаю, какой он человек и какие у него сильные и слабые стороны; могу сочувствовать и помогать ему.

«Мы»: могу выстраивать отношения.

Если ребенка с раннего детства начать приучать к этой системе «я — ты — мы», а ребенок по сути своей эгоист, то после семи лет он овладевает всей системой взаимодействий с собой и миром, умеет разрешать конфликты и всегда находит контакт с людьми. Так зарождается эмоциональный интеллект, который с течением жизни лишь развивается и корректируется. К слову, успех напрямую зависит именно от эмоционального интеллекта.

Если говорить об основных принципах воспитания, то для того, чтобы развить полноценную личность, родителю в идеале следует применять несколько типов: авторитарность (власть взрослого), анархию (отпустить ребенка и дать возможность ему ошибаться), демократию, эмоциональное воспитание (давать выбор, обсуждать решения, предлагать и полагаться на чувства).

Ребенку очень важно с раннего детства рассказывать о своих и его чувствах. В этом поможет ведение эмоциональных календарей, например. Нарисовать календарь со смайликами и в конце каждого дня отмечать в нем свои чувства. Важно: участвуют все члены семьи. Главное — отразить в нем всю гамму чувств, тогда ребенок приучается контролировать свои эмоции и обогащать свой словарь. Кстати, первые эмоции, которые испытывает ребенок при рождении (в порядке возникновения), — это страх, злость, радость, брезгливость, печаль и интерес. Это врожденные состояния. Далее они «распаковываются», и мы начинаем испытывать разные гаммы и оттенки состояний. Все как с музыкой: есть семь нот и миллионы мелодий. Календарь позволит обогатить эмоциональный словарь ребенка. Но это станет возможным, только если родители способны передавать свои чувства и эмоции. Это база развития эмоционального интеллекта у детей до пяти лет.

Наряду с выражением эмоций в ребенке следует воспитывать и волевые качества. Важно понять, что это самая тяжелая и сложная задача. Ни один здравомыслящий ребенок не станет преодолевать какие-то трудности, если их можно избежать, — такова природа человека. Задача родителя — мотивировать волевые качества. Для этого нужно научиться договариваться и помнить, что интерес и любознательность — врожденные качества. Поэтому собственным примером, а также посещением концертов, если речь идет о музыке, или турниров/ матчей, если о спорте, необходимо вызывать у ребенка интерес. Если родитель работает в этом направлении опосредованно, аккуратно приобщая его к какой-то деятельности, ребенок незаметно войдет во вкус. Во-первых, он определит круг своих интересов, во-вторых — заинтересуется тем, что хотел бы попробовать. И только тогда можно браться за реализацию его желания, предупредив, что это труд длиной как минимум год. Родителям при этом нужно придумать систему мотивации. Например, ребенок потренировался и получает условные восемь звездочек, а когда их будет 100, можно посулить ему то, что входит в круг его интересов и совершенно точно ему понравится. Движение вперед — необходимая составляющая любой активности.

Волевые качества, конечно, развиваются и в рамках школьной программы, если все это проводится не авторитарно. Но если говорить про успешного ребенка, наряду со школой и кружками по интеллектуальному развитию, в идеале должен присутствовать спорт — не для получения высоких достижений, а для любви к собственному телу, потому что следствием этого будет здоровье.

Какой вид спорта лучше выбрать? Ориентируйтесь на темперамент и запрос ребенка. Холерикам, к примеру, стоит обратить внимание на активные и соревновательные виды спорта (как правило, не командные): борьба, теннис и т. д. Меланхоликам больше понравятся циклические: велоспорт, бег, плавание. Кстати, такие виды спорта, как гимнастика, фигурное катание, хоккей, всегда рассчитаны на спорт великих достижений: этому способствует внутренняя система разрядов, соревнований и пр. Правда, следует помнить, что это очень тяжелая история, но в случае, если ребенку нравится, вполне рабочая. Здесь речь идет не о спорте для здоровья ребенка, а о ребенке в спорте.

Если выбор слишком сложный, выбирайте те направления, которые могут пригодиться в жизни. Например, бразильское джиу-джитсу, которое напоминает шахматы на татами. В нем нет ударов, но есть необходимость думать, обороняться, развиваться физически. Когда ребенок осознает, что он владеет техниками самообороны, он начинает вести себя иначе, становится увереннее в себе. Я всегда за то, чтобы в спорте не было агрессии, но была философия. Кстати, девочкам тоже полезно заниматься бразильским джиу-джитсу, потому что они сразу оказываются в среде мальчиков, которые уважают их профессионализм и пол. Это даст очень хороший старт для будущей успешности деловой девочки.

Безусловно, для полноценного развития ребенка также важны музыка, рисование и прочие виды искусств, но это не отменяет спорта, дающего правильную нагрузку на тело. К сожалению, физкультура в школе не удовлетворяет необходимым требованиям, ее, как правило, недостаточно. Если в советское время дети добирали физические нагрузки играми во дворах, то сейчас эту функцию выполняют секции и детский фитнес. Спортивные секции, детские тренировки в фитнес-клубе должны стать неотъемлемой частью режима жизни ребенка. Равно как и взрослого. Речь, конечно, о фитнесе, не о спорте. Впрочем, некоторым детям нужен именно спорт — и это тоже замечательно, не пропадать же таланту и желанию тренироваться. Я знаю семилетних фигуристок, которые так увлечены спортом, что просто жить не могут без трех тренировок в день! У таких детей стержень и характер, который невозможно и не нужно усиливать, он дан природой.

Итог: в первую очередь спорт гармонично развивает тело. Если ребенок занимается теннисом, то, как правило, у него есть и занятия ОФП для гармонизации тела. Во вторую — такие эмоционально-волевые качества, как ответственность, организованность, дисциплинированность, самоорганизация.

В спорте следует разграничивать два понятия: выигрыш и победа. Выигрыш — это медали, то есть результат. Победа — это этап, во время которого ребенок улучшает свои личные показатели. В этом случае можно не получить медаль, но продвинуться вперед. Это как раз тот ресурс, который накапливает ребенок, чтобы наконец выиграть.

Когда родитель приучает к этому последовательному труду, с уважением относится к победам своего чада, учит его анализировать свои шаги — он находится в сотворчестве с ребенком, помогает и дает необходимую поддержку. Ребенок ведь не умеет анализировать — за него это делают родители. Именно такое сотворчество, а не реализация собственных амбиций через ребенка позволяет расти здоровой личности. Главное — поддержать малыша в его увлечении.

Если же ваш выбор — большой спорт, помните, что он всегда чреват колоссальными энерго- и физическими затратами как со стороны родителей, так и со стороны (в большей степени) ребенка, который проводит на тренировках по несколько часов. Это не про здоровье, а про движение вверх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Эпидидимит: причины, симптомы, лечениеЭпидидимит: причины, симптомы, лечение

| | Нет комментариев| 20:00


Эпидидимит – воспалительное заболевание, охватывающее придаток яичка. Патология редко диагностируется сама по себе и обычно наблюдается на фоне орхита или уретрита. Эпидидимит встречается у каждого пятого мужчины в возрасте от

Недержание кала: причины и лечениеНедержание кала: причины и лечение

| | Нет комментариев| 11:00


Недержание кала, или недостаточность анального сфинктера, анальное недержание, бывает полным или частичным и может наблюдаться как при произвольном, так и при непроизвольном сокращении анального сфинктера. Согласно МКБ-10, кодируется R15 (недержание